Физическое развитие. Существует несколько основных принципов, которые относятся к развитию всех детей. Стадии или «ступени» развития всегда идут в одном и том же порядке, поскольку каждая из них зависит от предыдущих. Наиболее наглядный пример: ребенок не сможет ходить, пока он не научится стоять.
Часто уже приобретенный навык может забываться, когда малыш сосредоточенно учится чему-то новому. Однако когда он, наконец, овладевает новым навыком, «забытое» быстро восстанавливается. Иногда общая подвижность сменяется подвижностью специфического характера. Так, шестимесячный ребенок может совершать случайные движения ножками, которые напоминают ходьбу, однако они абсолютно отличны от тех движений, которые он будет делать, когда в возрасте около года он действительно начнет ходить.
В развитии ребенка наступает важный этап, когда у него прорезываются зубы. Они необходимы малышу для того, чтобы научиться жевать твердую пищу, и для того, чтобы хорошо разговаривать.
Умственное развитие. В течение первого года жизни мозг ребенка увеличивается в весе в два раза. Это происходит не за счет увеличения числа клеток мозга, а за счет возникновения связей между ними. Такие связи начинают формироваться, когда малышу приходится думать, вступая в контакт с новыми образами, звуками, прикосновениями, когда он ощущает новый запах, новый вкус.
Для того, чтобы понимать, что происходит вокруг, ваш ребенок должен использовать свои чувства, применять свои умственные и физические способности, чтобы научиться понимать причинно-следственные связи. Например, чтобы взять любимую игрушку, ребенок должен сначала увидеть ее, запомнить, что она ему нравится, дотянуться до нее, а затем схватить ее.
Умственные способности вашего малыша будут формироваться быстрее, если вы будете заниматься с ним и стимулировать его развитие, особенно в возрасте одного и трех лет, когда происходит скачок в развитии мозга ребенка.