Движение. Возможно, вас несколько удивит, что ребенок начинает учиться двигаться, то есть учиться ходить и бегать уже тогда, когда он начинает держать головку. Без этого малыш не сможет ни сидеть, ни стоять, ни ползать. Любое развитие происходит по направлению от головы к ногам.
Сначала движения вашего малыша будут казаться беспорядочными и совершенно бессмысленными. Новорожденный может двигать ручками, ножками и головкой, когда он всего-навсего хочет улыбнуться. Постепенно в течение последующих трех лет его движения станут более точными, особенно когда он начинает выполнять различные сложные действия руками.
Умение ползать – это достаточно остроумный, но неудобный и неэффективный способ передвижения. Однако прежде чем «выйти в пространство», вашему ребенку нужно будет научиться удерживать равновесие, координировать свои движения и уверенно вести себя.
Владение руками. Примитивный хватательный рефлекс новорожденных должен угаснуть, а ребенок постепенно научится целенаправленно захватывать предметы. Сначала рот будет для него основным органом осязания, а кончики пальцев будут задействованы только тогда, когда он научится владеть руками. Постепенно будет совершенствоваться его способность брать предметы: сначала ребенок будет хватать их всей ладошкой, а со временем научится захватывать при помощи большого и указательного пальцев. Малышу нужно будет научиться не только брать предмет, но и отпускать его.
Слух и зрение. Слух ребенка является одним из важнейших факторов развития речи. Существует множество признаков, по которым еще в достаточно раннем возрасте можно определить, нормально ли ребенок слышит. Например, если он поворачивается по направлению к источник звук или поворачивается к вам и улыбается, реагирую на ваш голос.
В течение первых недель жизни зрение ребенка быстро улучшается, хотя он еще не может различать предметы на большом расстоянии, но уже при рождение он способен сфокусировать взгляд на вашем лице, если оно будет находиться на расстоянии 20 – 25 см от него.